Балет «Дюймовочка»

Композиторы –  Петр Чайковский, Аркадий Марто

Дюймовочка2Балет «Дюймовочка» – не так часто можно увидеть полнометражный балет, предназначающийся для детского восприятия. На этот спектакль можно пойти всей семьей. Балет «Дюймовочка» основывается на одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена, но это произведение, знакомое всем с детства, при переработке в балетное либретто подверглось глубокому переосмыслению и сохранило с литературным первоисточником лишь опосредованную связь. Героиня спектакля – современная девочка по имени Соня – тайком от родителей подружилась с эльфами. К ней в руки попадает волшебное зернышко, из которого рождается Дюймовочка. Она будет жить в кукольном домике, будучи своеобразным альтер-эго девочки, и ее история естественным образом встраивается в историю взросления самой Сони, которой предстоит преодолеть свое одиночество. В финале обе героини находят то, что искали: Дюймовочка обретает крылья, а Соня – друга.

Дюймовочка1Персонажей в балете «Дюймовочка» много. Наряду с главными героинями – самой Дюймовочкой и девочкой Соней – на сцене появляются эльфы, их Король и Принц, мама Сони, а также многочисленные персонажи, представляющие мир природы: Ласточка, Крот и его свита, мыши во главе с Мышильдой, листья и ветер, Осень и Весна Комарик, Паук, водомерки и головастики, стрекозы и божьи коровки, росянки. Впрочем, костюмы исполнителей, которые создают образы животных, не стремятся к более или менее реалистичному их изображению, ограничиваясь лишь немногочисленными яркими деталями – акцент переносится на раскрытие взаимоотношений персонажей.

Дюймовочка3Основу пространства сцены составляет кукольный домик, в котором живет героиня. Декорации вызывают ассоциацию со стаффажами – пейзажами, в которых миниатюрные человеческие фигуры призваны подчеркивать величие и красоту природы. Благодаря видео-арту и мультипликации декорации «оживают», превращаясь то в волшебную поляну, где обитают эльфы, то в лягушачье болото, то в цветущий луг, то в нору крота. Такое причудливое странствие по разным «мирам», происходящее в пределах кукольного домика (детского воображения?) заставляет вспомнить еще одну известную сказку – «Алиса в Стране чудес». Примечательно, что все предметы, которые окружают Дюймовочку, всегда превышают ее саму по размеру – и это не только подчеркивает маленький рост сказочной героини: так чувствует себя ребенок в мире взрослых – и в балете это становится штрихом к раскрытию внутреннего мира другого действующего лица – девочки Сони. Параллельно развитию сюжета происходит смена времен года.

Такие необычные «вариации» на тему известной андерсеновской сказки передаются в балете «Дюймовочка» языком современного танца. Именно такое воплощение доступно восприятию юных и даже маленьких зрителей. Исполнители здесь танцуют по-разному – и на пуантах, и босиком, и даже… в ластах – так, как того требует воплощаемый образ того или иного действующего лица.

В качестве музыкальной основы для балета «Дюймовочка» — фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского «Времена года» – и это закономерно, учитывая, что смена времен года по ходу действия происходит. Произведение это представлено здесь не в оригинальном звучании, а в аранжировке для фортепиано и струнного квартета. Музыка Чайковского весьма удачно сочетается с электронной музыкой современного композитора Аркадия Марто, в которой причудливо переплетаются музыкальные сэмплы и звуки природы. В таком обрамлении музыка «Времена года» Чайковского приобретают звучание почти космическое, но при этом остаются доступными детскому восприятию – как  и балет в целом.

 

Музыкальные Сезоны

Просмотров: 809