(р. 1937)
Азарий Михайлович Плисецкий – выходец из семьи, давшей миру несколько замечательных артистов – появился на свет при печальных обстоятельствах. Шел 1937 год, его отец – советский дипломат Михаил Плисецкий – был арестован по обвинению в шпионаже. В обмен на признание вины ему было разрешено позвонить супруге – известной киноактрисе Ра Мессерер – и он узнал о рождении сына. Это был последний разговор мужа и жены – по прошествии нескольких месяцев Михаил Плисецкий был расстрелян, сын не видел его никогда. Имя мальчик получил в честь дяди – драматического актера, первого представителя семьи Мессерер, ставшего артистом.
Азарию не было и полугода, когда он вместе с матерью оказался в Акмолинском лагере, куда помещали жен осужденных «врагов народа». Прошло более двух лет, прежде чем сестра его матери – знаменитая балерина Суламифь Мессерер – сумела добиться их освобождения. Мать и сын отправились в Чекмент на поселение, а незадолго до войны возвратились в Москву.
О балетной карьере Азарий задумался не сразу. В детстве у него проявился музыкальный талант, мальчик обучался в Центральной музыкальной школе у Любови Михайловой. Наряду с восемью другими учениками, среди которых был, в частности, Владимир Ашкенази, Азарий был определен в класс для одаренных детей. Но, проучившись в этой школе всего три года, мальчик стал просить мать отдать его в хореографическое училище. Причина желания была довольно проста – ему хотелось «скакать на лошадке» в балете «Щелкунчик», однако в Московское хореографическое училище он поступил.
С училищем у Азария было связано немало разочарований – балетные данные оказались далеко не идеальными, многое давалось тяжело. Гораздо больше радости приносило ему авиамоделирование, в котором Азарий, несмотря на свой юный возраст, достиг высот. Сосед по дому познакомил его с конструктором Александром Яковлевым, и тот, взглянув на его модели, посоветовал бросить балет и «заняться настоящим делом», чтобы в будущем стать авиаконструктором. Но со временем Азарий все же почувствовал в себе вкус к балету – это было связано с первыми партиями. Первым спектаклем, в котором он участвовал, был тот самый «Щелкунчик», к которому он так стремился. Его старшая сестра Майя выступала в партии Маши, брат Александр – Ганса, а Азарий исполнял роль солдатика. Выпускным спектаклем для него тоже стал «Щелкунчик» – Плисецкий выступил в роли Принца.
В 1956 г. Азарий Плисецкий закончил учебу с отличием, казалось, что путь в Большой театр был ему предначертан. Однако Майя Плисецкая в то время была в опале: за ней установили слежку, ей не разрешалось выезжать на гастроли за границу, и это коснулось ее брата – в Большой театр он был принят только в 1957 г. в качестве артиста кордебалета. Свою первую сольную партию он исполнил в балете «Спартак», который ставил Игорь Моисеев. Затем наступает перелом в судьбе: на молодого артиста обратила внимание сама Ольга Лепешинская. Став ее партнером, Плисецкий восхищался ее техникой, прислушивался к ее советам.
В качестве партнера Лепешинской Плисецкий побывал на гастролях в Китае, Монголии, США. После американских гастролей, состоявшихся в 1962 г., он получил предложение работать на Кубе. Его деятельность в Гаване началась в 1963 г. и продолжалась десять лет. Плисецкий выступал как партнер Алисии Алонсо, ставил балеты и преподавал.
Эти годы оказались очень плодотворными. Артист выступал в ведущих партиях во множестве балетов: «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Жизель», «Лебединое озеро». Были и современные постановки, например, «Аполлон Мусагет» Джорджа Баланчина. Плисецкий был первым исполнителем партии Хозе в «Кармен-сюите» на Кубе – кубинская премьера состоялась через несколько месяцев после московской. Ученики Плисецкого принесли кубинскому балету большую славу: Хорхе Эскивель, Пабло Морре, Хосе Мануэль Карреньо. В пору работы на Кубе Плисецкий впервые встретился с Морисом Бежаром, прибывшим со своей труппой на гастроли. Бежар предложил ему сотрудничество, но хореограф был связан кубинским контрактом.
Покинув Кубу, Плисецкий сотрудничал в качестве хореографа с Марсельским национальным балетом, а также Московским классическим балетом, для которого создавал программы по постановкам Мориса Бежара и Ролана Пети. В Японии он ставил «Даму с камелиями», «Ромео и Джульетту», «Дон-Кихота».
В 1992 г. Плисецкий стал педагогом-репетитором школы-студии Мориса Бежара «Рудра». Для знаменитого французского хореографа он был поистине «правой рукой»: Бежар нередко советовался с ним, ему одному предоставил право снимать репетиции на камеру.
В основанной Бежаром школе в Лозанне, где Азарий Плисецкий продолжает преподавать, нет ни экзаменов, ни оценок – их должна дать сама жизнь. Работать с молодыми исполнителями балетмейстеру не надоедает никогда – по словам Плисецкого, это «не дает расслабиться». Единственное, что настораживает Азария Михайловича – это чрезмерная погоня молодых артистов балета за техникой: «Танцоров много, а талантов мало». По мнению Плисецкого, с безупречной техникой непременно должно сочетаться то вдохновение, та душевность, которая всегда была отличительной чертой русской балетной школы.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев