день рождения балетной пачкиБалетная пачка — не просто элемент театрального костюма. Это символ классического балета. У пачки, между прочим, есть день рождения. Солисты Краснодарского театра балета Юрия Григоровича в этот праздник провели для зрителей экскурс в историю и рассказали о появлении юбки балерины. Кстати, впервые в необычном наряде на сцену вышла итальянка Мария Тальони на премьере балета «Сильфида». С тех пор внешний вид пачки изменился.

Красота, женственность, грация. Балерина — воплощение искусства. Представить сегодня мир классического балета без пачки невозможно. Но раньше танцовщицы выходили на сцену в нарядных платьях и на каблуках. От зрительниц того времени их отличала лишь чуть укороченная длина юбки. Воздушную пачку впервые увидели на парижской сцене.

— Этот костюм сделал ее отец Филлипо Тальони для своей дочери Марии, чтобы она выступила в его постановке «Сельфида». Она произвела фурор. С этого момента пачка стала входить в балет. Но в русский балет она вошла через полвека где-то   . К началу XX века вот эта короткая блинообразная пачка, но тогда она была чуть длиннее, больше напоминала шопенку, — рассказала Ольга Зимина, заведующая кафедрой дизайна костюма КубГУ.

Балетная пачка не сразу приобрела известный фасон и длину. Первые юбки танцовщиц были гораздо длиннее. Теперь такая форма называется шопенкой.

— Танец был оснащен иначе. Не было такой техники, таких возможностей, такой виртуозности танца. Поэтому такой костюм не мешал. Движения были простые, а когда хореография стала усиливаться, развиваться, уже должны были быть другие движения — масштабные, техничные. И такой костюм уже мешал движениям, — пояснил Олег Рачковский, балетмейстер театра балета Юрия Григоровича.

В консервативной России сценический костюм приживался дольше. Анна Павлова носила длинную и широкую пачку. С 1860-х юбка, наконец, превращается в плоский легкий круг. Его диаметр зависит от роста балерины. Для каждой танцовщицы наряд шьют индивидуально.

— Моя жизнь связанна с балетом «Щелкунчик». С самого детства я танцевала, постепенно набирая. Танцевала партию Марии в постановке Юрия Николаевича. Это одна из самых сложных партий. Конечно, надеваешь белоснежную пачку, которая вся переливается, и чувствуешь себя принцессой, — говорит Надежда Цветкова, солистка театра балета Юрия Григоровича

Традиционными остались технология пошива и материал — фатин. Ничего лучше так и не придумали. Переплетение нитей придает материалу жесткость и позволяет создать упругую конструкцию. На изготовление пачки в среднем уходит 60 метров фатина и 16 часов работы. Платье застегивают на крючки или зашивают прямо на балерине перед выходом на сцену. Ничего не должно стеснять движений.

— Пачка, конечно, шьется на балерину, но и учитывается партнер. Важно, чтобы она ему не мешала. Если балерина танцует не в дуэте, то пачка может достигать даже 50 сантиметров. Моя пачка на «Щелкунчика» достаточно легкая. Там мало слоев. Я не люблю слишком большие пачки. Люблю, чтоб она была маленькая, аккуратненькая. Танцевать в пачке удобно. Если она еще по фигуре сидит, то замечательно, — добавляет Надежда Цветкова.

В репертуар театра балета Юрия Григоровича входит 18 балетов. Из них в 10-ти можно увидеть классический образ балерины. Балетная пачка — это лицо спектакля, ее украшают камнями и стразами. Цвет и форма отражают эпоху, стиль и должны соответствовать музыке и сценическому решению постановки.

Анастасия Барбаш

kubantv.ru