В консерватории состоялся благотворительный показ оскароносной ленты под живую игру оркестра
В Большом зале Московской консерватории состоялся один из самых необычных концертов сезона: днем 3 марта здесь показали художественный фильм Мишеля Хазанавичюса «Артист» с полной музыкальной партитурой ленты, вживую исполненной оркестром «Русская филармония», причем за пультом стоял дирижер оригинальной фонограммы Эрнст ван Тиль, а партию рояля исполнил композитор Людовик Бурс. Это был благотворительный проект: в зале находились военнослужащие, семьи тех, кто погиб в горячих точках планеты, дети с ограниченными физическими возможностями.
На самом деле пятничный концерт соединил в себе две долгосрочные программы. Одна из них – всероссийская, объединяющая концертные организации и вузы Министерства культуры. Ее название – «Открытая репетиция». Цель – в первую очередь привлечь молодежь, показать ей то, как делается музыка. Перед нынешним концертом ректор консерватории Александр Соколов рассказал, что в БЗК уже состоялись такие дневные «встречи без фраков» с Владимиром Спиваковым, Денисом Мацуевым.
Еще одна программа придумана уже в самой консерватории – это кинопоказы. Фильмы, подчеркнул Соколов, показывались здесь и прежде, до войны – не от роскошной жизни, а совсем наоборот, время было трудное, площадок, готовых принимать публику, осталось немного, и те, что находились в строю, использовались с максимальной отдачей. Но и показы тех лет имели особый смысл: в 1940-е годы появились замечательные фильмы с музыкой великих композиторов – Прокофьева, Шостаковича… Ее возвращение сегодня в стены консерватории, но уже на новом уровне – с живыми оркестрами – глубоко оправданно. Так, прошел показ фильма «Александр Невский», впереди демонстрации «Ивана Грозного», других картин эпохи.
«Артист» возник в мартовской афише БЗК, можно сказать, по заявкам публики. В ноябре здесь уже показали этот фильм с оркестром Павла Когана, тогда два вечера подряд зал ломился от зрителей. И вот сейчас, когда подошла пора дневного концерта из серии «Открытая репетиция», руководство вуза решило – отчего не устроить «Артисту» бис? Но уже на иной аудитории, более характерной для дневных благотворительных акций. Эрнст ван Тиль и Людовик Бурс охотно согласились вновь приехать в Москву…
«Артист» – необычный фильм, это грустно-ироничная комедия о немолодом актере, остающемся не у дел с окончанием эпохи немого кино, но его карьеру спасает влюбленная в него восходящая звезда звукового кинематографа. И на большем своем протяжении, 139 минут из 140, эта черно-белая лента – немая, мы слышим голоса участников только на последней минуте, когда Джорджа Валлентайна (имя героя) все-таки берут в звуковой фильм по настоянию обожающей его юной Пеппи Миллер (так зовут героиню). Музыка, не перестающая звучать почти все время, «договаривает» за персонажей все то, что не в состоянии передать скупые титры и мимика. Трогательная и добрая, хотя иронизирующая над мелодраматическими штампами 90-летней давности, лента производит совершенно особое впечатление, когда симфонический оркестр звучит не из колонок, а живьем, с той же сцены, над которой повешен экран. Композиторская работа – великолепная, не зря француз Людовик Бурс получил за нее букет премий – «Золотой глобус», BAFTA, «Сезар», «Оскар» 2012 года. Пафосные секвенции, легкие полечки, стремительные чарльстоны с проскальзывающими намеками на знаменитые темы Чарли Чаплина и другие мелодии той эпохи, создают головокружительную атмосферу, в которой самые вычурные, даже откровенно пародийные ситуации картины волнуют, как, наверное, волновали бы они публику зари кинематографа.
Эффект тем более сильный, когда наблюдаешь работу супер-артистичного дирижера Эрнста ван Тиля (это он записал оригинальную фонограмму с Брюссельским филармоническим оркестром), да и всех оркестрантов – они по сути тоже становятся актерами фильма. Но все померкло перед заключительным трехминутным бисом, когда уже без киноряда музыканты повторили оркестровую коду фильма, и композитор, до того сидевший за роялем, поменялся с дирижером местами. Ван Тиль оказался не менее виртуозным пианистом, чем Бурс, а тот за пультом устроил настоящий акробатический спектакль, зажигая оркестр и представляя публике его главных солистов.
– Я уже раз тридцать играл эту партитуру в живых концертах, – признался мне за кулисами Эрнст ван Тиль. – Но ваши оркестры и ваш консерваторский зал – это просто фантастика! Готов вернуться в него и третий раз…
фото Сергея Бирюкова
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев