Романсы занимают в творчестве Антона Степановича Аренского место не менее значительное, чем фортепианные произведения. В камерно-вокальном жанре композитор создал более семи десятков сочинений, они пользовались немалой популярностью при жизни автора (их даже можно причислить к «модной» музыке своего времени). Не все романсы Аренского смогли выдержать испытание временем, но многие из них и сегодня певцы включают в свой репертуар. Вокальные сочинения композитора легко находили (и продолжают находить) путь к сердцу слушателя в силу доступности музыкального языка, сочетающего в себе простоту и одухотворенность.

Тематика поэтических текстов, к которым обращался Антон Семенович, была чрезвычайно близка отечественной публике конца XIX столетия. В них чаще всего выражаются созерцательно-меланхолические настроения (не случайно большинство романсов Аренского написано в минорных тональностях). Характерная тематика – несбыточные мечты о счастье или воспоминания о былом («Угаснул день», «Все тихо вокруг», «Лебединая песнь»), неразделенная любовь («Разбитая ваза», «В альбом», «Я ждал тебя»), мечтания, отуманенные меланхолией («Я ласк твоих страшусь», «В полусне»), встречаются и лирические пейзажные «зарисовки» («Одна звезда над всеми дышит»). Лишь изредка возникают в романсах Аренского светлые чувства («Сад весь в цвету», «Счастье»). Примечательно, что большинство светлых, радостных романсов Аренского связано с образами Италии: «Небосклон ослепительно синий», «В садах Италии».

В своем романсовом творчестве композитор обращался к творчеству различных поэтов – Алексея Николаевича Апухтина, Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник, Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова, Даниила Максимовича Ратгауза и других. Не все тексты, которые он использовал, были равноценны в художественном отношении – и, как правило, музыка Аренского не компенсировала недостатков поэтического текста (к лучшим сочинениям Аренского можно причислить именно те, в которых на музыку положены истинные поэтические шедевры – композитор словно находится под полным влиянием того или иного поэта). Как правило, в романсах Аренского не сопоставляются контрастные образы и чувства – каждое произведение воплощает один образ, одно эмоциональное состояние, композитор словно «останавливает мгновение», ловя мимолетное чувство.

Музыкальный язык романсов Аренского опирается на характерные интонации русского городского романса – проникновенные, с некоторым оттенком сентиментальности, но очень искренние. Мелодии его романсов всегда красивы, изысканны, даже изящны и элегантны. Их отличает широкая распевность оборотов, протяженность мелодической линии, которая очень часто развивается волнообразно. Романсы имеют преимущественно песенную основу, речитативно-декламационные эпизоды возникают в них, но они никогда не преобладают над песенным началом.

Фортепианная партия в романсах Аренского очень развита, благодаря чему произведения приобретают особую красочность. Композитор использует разнообразные фактурные приемы – арпеджио, аккордовую пульсацию. Нередко возникают вальсообразные фигуры или размеренное «покачивание». Фортепианная фактура обогащается подголосками, которые могут вступать в своеобразный «диалог» с вокальной партией. Однако, при всей развитости и красочности фортепианной партии, Аренский избегает протяженных фортепианных вступлений и заключений: за редким исключением (например, в романсе «Весной») продолжительность подобных инструментальных эпизодов не превышает четырех тактов. Избегает он и звукоизобразительных моментов. К числу немногих исключений можно отнести романс «Одна звезда над всеми дышит», в котором ведущее значение приобретает не мелодическая вокальная партия, а красочный инструментальный фон, живописующий ночной пейзаж.

В большинстве романсов Аренского используется двухчастная или трехчастная форма с преобладанием песенности в крайних разделах и декламационности в среднем (речитативные эпизоды часто сопровождаются триольными фигурациями или тремоло). Реприза у Аренского практически никогда не бывает динамической – она вносит успокоение, умиротворение. Форму рондо Аренский использовал реже, но встречаются в его творчестве и такие романсы – например, «Знакомые звуки» на стихи Алексея Николаевича Плещеева (рефрен в нем не претерпевает изменений при повторении, сохраняя свой первоначальный мелодический и фактурный облик).

Жанр баллады в камерно-вокальном творчестве Аренского представлен сравнительно скромно, и все же несколько таких произведений композитор создал: «Волки» на стихи Алексея Константиновича Толстого, «Змея» на стихи Афанасия Афанасьевича Фета, «Менестрель» на стихи Аполлона Николаевича Майкова. Последнее произведение, отличающееся напряженным драматизмом, блестяще интерпретировал Федор Иванович Шаляпин.

Все права защищены. Копирование запрещено