Конец 1870-х гг. становится для Антона Брукнера началом наиболее плодотворного периода в его творческой жизни. В 1879 г. композитор наконец выполнил просьбу скрипача Йозефа Хельмесбергера, высказанную еще в 1861 г. – создал Квинтет фа мажор, ставший его первым и единственным камерно-инструментальным сочинением, относящимся к зрелому периоду творчества (правда, исполнять его со своим ансамблем Хельмесбергер отказался, посчитав чрезмерно сложным).

Но главной сферой творческих интересов Брукнера по-прежнему остается симфония. По прошествии трех месяцев после завершения фа-мажорного Квинтета композитор начинает работать над новым сочинением – Симфонией № 6 ля мажор. Время ее написания стало наиболее безмятежным и счастливым периодом в жизни композитора. В 1880 г. Брукнер гастролировал по Швейцарии как органист. В этом качестве он посетил Цюрих, Женеву, Люцерну, Берн, Фрейбург. Поездка принесла немало впечатлений – швейцарская природа покорила композитора своей красотой. Композитор давно мечтал увидеть высочайшую гору Европы – Монблан, и вот теперь он сделал это, посетив Шамони. Здесь же он смог полюбоваться другим чудом природы – ледяным гротом. Следующий год тоже принес радостное событие – долгожданную премьеру Четвертой симфонии, после которой критики превозносили его как одного из выдающихся композиторов своей эпохи.

Произведение, создавшееся в столь счастливое для автора время, стало наиболее светлой симфонией Брукнера. В ней – подобно Четвертой («Романтической») симфонии – отразилось ощущение полноты бытия, восторг перед величием природы и мироздания. Лирические темы насыщены необычайной эмоциональной теплотой, а эпические образы финала заставляют вспомнить о вагнеровских операх. И все же главной чертой образного строя остается светлое душевное состояние. Современники именовали симфонию «пасторальной», сопоставляя по образному строю с Шестой симфонией Людвига ван Бетховена, но сам композитор определил ее сущность иначе – «смелейшая». В чем же заключалась та «смелость», о которой говорил автор? Прежде всего, в ее ритмическом богатстве. В медленной части Пятой симфонии тоже присутствовали полиритмические сочетания, но здесь они получают дальнейшее развитие, делая Шестую симфонию одним из наиболее сложных в метроритмическом отношении сочинений в мировом симфоническом репертуаре. Дирижер Геннадий Рождественский сопоставлял ее по этому критерию с сочинением американского композитора Чарльза Айвза «Три селения в Новой Англии» – но оно написано в ХХ столетии, а Брукнер жил и творил в XIX веке (поистине, композитор опередил свое время).

Главная партия первой части – Maestoso – которую при первом проведении излагают низкие струнные, навеяна австрийским военным сигналом, но героические интонации вскоре уступают место лирическим, средоточием которых становится элегическая и взволнованная побочная партия. Она становится еще более эмоционально насыщенной в относительно небольшой по масштабу разработке. Кульминация отмечена мощным звучанием главной партии. Столь же торжественно звучит кода.

Часть вторая – Adagio. Sehr feierlich – лирический центр произведения, насыщенный разнообразными чувствами. Широкую мелодию, излагаемую скрипками, сопровождают взволнованные «речитативные» интонации гобоя. В дальнейшем музыкальном развитии преобладает гармоническая неустойчивость.

Особенно интересна третья часть – Scherzo. Nicht schnell – Trio. Langsam. Композитор требует исполнять ее «в спокойном движении», но это сочетается с возбужденной внутритактовой пульсацией. В трио решительные фразы валторн сопоставляются с тихим пиццикато струнных.

Финал – Finale. Bewegt, doch nicht zu schnell – подводит итог развитию, здесь появляются элементы тем предыдущих частей. Особую роль играют интонации главной партии первой части – на них построено торжественное завершение симфонии.

Брукнер завершил Шестую симфонию в начале сентября 1881 г. и впоследствии переработке не подвергал (для Брукнера переработка произведений – зачастую неоднократная – была обычной практикой, но Шестая симфония принадлежит к разряду исключений). Первое исполнение состоялось в Вене в 1883 г., дирижировал Вильгельм Ян. К сожалению, целиком симфония прозвучала только на репетиции – на концерте были исполнены только вторая и третья части. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы вызывать восторг публики, и даже Эдуард Ганслик – музыкальный критик, который уже не один год был непримиримым противником Брукнера – не написал, вопреки своему обыкновению, разгромную рецензию на новую симфонию композитора. Тем не менее, при жизни автора симфония более не исполнялась, и только в 1899 г., когда Антона Брукнера уже не было в живых, произведение впервые прозвучало целиком. Густав Малер, который дирижировал премьерой, внес в партитуру значительные изменения. В 1901 г. в Штутгарте немецкий дирижер и композитор Карл Полиг осуществил первое исполнение авторской редакции.

Все права защищены. Копирование запрещено