(р. 1971)
Оперная звезда современности Анна Нетребко родилась в 1971 году в Краснодаре. Отец будущей певицы был геологом, а семья возводила свой род к кубанским казакам. Увлечения девочки были разнообразны – она занималась спортом – легкой атлетикой и акробатикой, но увлекла ее и музыка. С вокальным искусством Анна соприкоснулась впервые во Дворце пионеров, хоре «Кубанская пионерия» – Анна являлась его солисткой.
Профессиональное образование А.Нетребко получила в Санкт-Петербургской консерватории. Обучалась она у Т.Новиченко. Жизнь выходцев из провинции в крупных городах редко бывает легкой – будущая звезда оперной сцены в студенческие годы зарабатывала в Мариинском театре, будучи… уборщицей. Но ей суждено было удостоиться приглашения в знаменитый театр в качестве певицы. Произошло это в 1993 году, когда А.Нетребко становится победительницей конкурса им. М. И. Глинки. Честь «открытия таланта» принадлежит маэстро В. Гергиеву. Первой ролью артистки становится Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта, впоследствии было еще немало партий. Публике нравился не только прекрасный голос, но и красота певицы.
С 1995 года А. Нетребко гастролирует с труппой Мариинского театра во Франции, Турции, Нидерландах, Израиле, Германии, Японии. Поет она и в Опере Сан-Франциско. Здесь ее деятельность начинается с партий в русских операх: Марфа в «Царской невесте», Людмила, но впоследствии артистка осознает, что этот репертуар – не для ее голоса (по словам самой А.Нетребко, она «не станет хорошенькой крестьяночкой в операх Римского-Корсакова и Глинки»). Далее последовали партии в итальянском репертуаре: Адина в «Любовном напитке», Джильда в «Риголетто». В Метрополитен-опера А.Нетребко вновь предстает в творении отечественного композитора – то была роль Наташи в «Войне и мире» С. Прокофьева, роль Андрея исполнял Д. Хворостовский. Партия эта становится одной из лучших в репертуаре ее – А.Нетребко поет Наташу в Лондоне, Санкт-Петербурге, Мадриде, а также на Московском Пасхальном фестивале.
После успеха в США певицу стали приглашать в европейские театры. Поначалу ей предлагали только русский репертуар, который певица не особенно любит исполнять, да и отношение к ней было настороженным – но в начале XXI века А.Нетребко являлась звездой мирового уровня. В 2002 г. в Зальцбурге артистка выступила в роли Донны Анны – до этого лишь одной русской певице, Л. Казарновской доверили петь в моцартовской опере в родном городе композитора. Впоследствии певица блистала в других партиях моцартовских героинь: Сервилия в «Милосердии Тита», Церлина в «Дон-Жуане», Илия в «Идоменее», а в «Волшебной флейте» играла она в разных постановках и Памину, и Царицу Ночи. Продолжилась и работа над итальянским репертуаром: Нанетта («Фальстаф»Дж. Верди), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), а также над французским – Тереза («Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе).
Среди дирижеров, с которыми выступала А.Нетребко – З.Меда и К.Дэвис, С.Озава и Дж.Ливайн, К.Аббадо и Н.Арнонкур. Деятельность певицы не ограничивается оперными спектаклями – она выступает и с концертными программами. В 2007 году она впервые выступила в Карнеги-холле с Д.Хворостовским – и интерес публики к этому концерту был таков, что билеты, стоимость которых исчислялась сотнями долларов, были распроданы посредством Интернета менее, чем за час… Западную публику – как и отечественную – подкупает и голос, и красота певицы, журналисты называют ее «Одри Хепберн с голосом». О популярности певицы свидетельствует и такой факт: на афишах «Метрополитен-опера» не указывали ее фамилию, именуя кратко – «Анна» – и публике не нужно было объяснять, о какой именно Анне идет речь.
Несмотря на такую исключительную востребованность в разных странах, А.Нетребко сохраняет связь и с тем театром, где ее карьера начиналась – с Мариинским. За много лет пела артистка в этом театре Амину в «Сомнамбуле», Луизу в «Обручении в монастыре», Розину в «Севильском цирюльнике», Мюзетту и Мими в «Богеме», Герду в «Истории Кая и Герды», Антонию в «Сказках Гофмана», Церлину и Донну Анну в «Дон-Жуане», заглавную роль в «Лючии де Ламмермур».
Важным рубежом для А.Нетребко становится выступление в вагнеровской опере. Исполнительница впервые соприкоснулась с творчеством немецкого композитора в самом начале своей сценической карьеры, выступая в Мариинском театре в опере «Парсифаль» – она исполняла эпизодическую роль Цветочной девы, но настоящим вагнеровским дебютом исполнительницы стала роль Эльзы в «Лоэнгрине». Эту партию А.Нетребко исполнила в 2016 году в Дрездене. По словам певицы, эта партия «идеально легла на голос», и в процессе работы она ощущала усталость физическую – но не вокальную.
Певица выступает в разных странах мира. По ее мнению, самая легкая публика – в США, а самая тяжелая – в Италии. В 2014 году она пела на открытии сочинских Олимпийских игр.
А.Нетребко удостаивалась различных наград и званий: Государственная премия РФ, звание Народной артистки РФ. Необычным выражением признания ее заслуг стало предоставление австрийского гражданства – для этого потребовалось специальное решение, ведь отказываться от гражданства российского А.Нетребко намерения не имеет. Как и «открывший» ее В. Гергиев, она всегда верна своей гражданской позиции. В 2014 году она сделала большое пожертвование пострадавшему во время военных действий театру «Донбасс Опера» и снялась на фоне флага Новороссии с председателем парламента самопровозглашенной республики.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев