(1929 – 2012)
Алексиса Вайсенберга поклонники его творчества и музыкальные сравнивали с такими пианистами, как Владимир Самойлович Горовиц и Сергей Васильевич Рахманинов. В особенности с последним его роднила манера – строгая, благородно сдержанная, совершенно лишенная внешних эффектов.
Родина музыканта – София, столица Болгарии. Он появился на свет в музыкальной семье – его дядя и две тёти были пианистами, получившими образование в консерватории в Вене. Профессиональной пианисткой была и мать – именно она начала обучать мальчика фортепианной игре с трехлетнего возраста, а с шести лет он учился у известного болгарского пианиста и композитора Панчо Владигерова. Когда Алексису было десять лет, он дал в Софии свой первый сольный концерт. Наряду с произведениями Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана, Людвига ван Бетховена он исполнил творения своего наставника, а также собственное сочинение – этюд, который привел публику в такой восторг, что его пришлось исполнить на бис.
Тяжелые времена для Алексиса и его родных наступили в 1941 году: по национальности они были евреями, а в Болгарии – союзнице фашистской Германии – представителей этого народа преследовали. Мать вместе с сыном попыталась отправиться в Турцию с поддельными документами, но попытка не удалась – и они оказались в лагере. К счастью для двенадцатилетнего Алексиса, среди немецких офицеров нашелся любитель музыки, у которого был аккордеон – он позволял мальчику играть на его инструменте и с удовольствием слушал, а затем помог бежать из лагеря и усадил на поезд, отправляющийся в Турцию, вручив на прощание аккордеон.
Алексис с матерью не задержались в Стамбуле – через Бейрут они уехали в Израиль, где сестра матери работала в баре пианисткой. По прошествии года Вайсенберг вновь начал обучаться фортепианной игре, а еще через год выступил с оркестром радио Иерусалима, после чего отправился на гастроли по странам Северной Африки. После завершения гастрольного тура Лео Кестенберг – израильский музыкант и политический деятель в области культуры – заключил с ним контракт на выступления с Палестинским симфоническим оркестром на три сезона. На одном из этих концертов дирижировал Леонард Бернстайн. По истечении срока контракта Кестенберг дал семнадцатилетнему музыканту рекомендательные письма к двум знаменитым пианистам – Артуру Шнабелю и Владимиру Горовицу, и Алексис отправился в Нью-Йорк.
В США Вайсенберг обучался в Джульярдской школе. В искусстве фортепианной игры его наставляла Ольга Самарофф, а анализ музыкальных форм он постигал под руководством Винсента Персикетти. В 1947 году он принял участие в двух музыкальных состязаниях – молодежном конкурсе Филадельфийского оркестра и Конкурсе имени Левентритта, который в то время считался наиболее престижным в США. Конкурсные выступления были разделены лишь несколькими днями, но это не помешало музыканту выиграть оба состязания. Последовало выступление с Филадельфийским оркестром и гастрольный тур, охвативший одиннадцать государств Латинской Америки, а по завершении его Вайсенберг выступил в Карнеги-холле с сольной программой. Все эти выступления вызывали восторги слушателей и одобрительные отзывы критиков, отмечавших «живое дыхание» и «магическую способность фразировки». В последующее десятилетие пианист много гастролировал, но в 1957 году, поселившись во Франции, он неожиданно прекратил концертную деятельность.
Чем было продиктовано столь странное решение? Сам Вайсенберг объяснил это желанием освободиться от той рутины, пленником которой он себя почувствовал. Чтобы избавиться от исполнительских штампов, нужно было временно перестать выступать и сосредоточиться на анализе – как музыкальных произведений, так и своих исполнительских возможностей. «Молчание» затянулось на девять лет, в это время пианист не только анализировал творения Белы Бартока, Игоря Федоровича Стравинского и других композиторов, но и углублялся в труды философов, изучал литературу.
Наконец, в 1966 году Вайсенберг вернулся на сцену, дав сначала сольный концерт в Париже, а затем выступив с оркестром под управлением Герберта фон Караяна – пианист исполнил тогда Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского. Впоследствии с тем же дирижером исполнитель записал фортепианные концерты Чайковского и Рахманинова.
Впоследствии Вайсенберг уже не прерывал исполнительской деятельности – он продолжал концертировать в разных странах. В 1972 году дал концерт в Болгарии, где не был со времен бегства во время войны. Публика в родной стране очень тепло приняла его, и впоследствии он ежегодно концертировал в Болгарии, считая себя болгарским музыкантом.
Алексис Вайсенберг ушел из жизни в 2012 году в Лугано, в Швейцарии.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев