(1870-1960)
Живописец, график, критик, театральный художник, историк искусства… такой многогранной была личность Александра Бенуа.
Родился будущий художник в 1870 году в Санкт-Петербурге, в семье, имевшей к изобразительному искусству отношение самое непосредственное. Отец его был архитектором, создавшим проекты нескольких зданий Петергофа, архитекторами стали его братья Альберт и Леонтий, а также кузен Юлий Юльевич.
Обстановка в семье способствовала зарождению любви к искусству в душе Александра: в равной степени полюбил он и «старый Петербург», и к театру. Мальчик проявлял различные способности – и музыкальную одаренность, и талант художника, начав обучаться рисованию еще до поступления в гимназию. Еще в году учебы в «Майской гимназии» он познакомился и подружился с Д.Философовым, В.Нувелем и К.Сомовым – будущими деятелями «Мира искусства».
После окончания гимназии А.Бенуа учился в Академии художеств… точнее, он посещает занятия в этом заведении, но так и не заканчивает его. Художник убежден, что научиться живописи можно только в процессе упорной работы – и работоспособности Александру не занимать: он может сделать множество рисунков в альбоме, поинтересоваться изготовлением декораций в театральной мастерской, написать статью об искусстве для журнала или газеты, поработать над картиной – и все это в течение одного дня.
Но законченное образование он все же получил – в университете, на юридическом факультете. Правда, учеба особого интереса у него не вызывала – А.Бенуа по-прежнему увлечен искусством. Вокруг него сформировался кружок единомышленников. В 1894 году А. Бенуа впервые проявил себя как историк искусства: для немецкого сборника «История живописи XIX века» он написал главу, посвященную русским художникам.
В эти годы А.Бенуа часто бывает в Эрмитаже, ездит в Италию и во Францию, где тоже изучает искусство живописцев прошлого в картинных галереях. Пишет он в эти годы в основном пейзажи и картины из придворной жизни. Два «мира» воплощаются в этих работах: естественность красоты природы – и противоположная ей искусственная человеческая претензия на красоту.
В конце 1890-х гг. А. Бенуа вместе с С. Дягилевым становится основателем объединения «Мир искусства» и одноименного журнала. «Отправной точкой» существования этого объединения становится выставка произведений русских и финских художников. Необычность ее заключалась в том, что наряду со скульптурами и картинами представлялись эскизы декораций.
В 1900 году А.Бенуа впервые создает декорации для спектакля – это была опера А. С. Танеева «Месть Амура». Но первым подлинным его успехом стало оформление оперы «Гибель богов» в Мариинском театре. Он стремился очистить постановку от штампов, воссоздавал в декорациях бретонские пейзажи, а при разработке костюмов опирался на археологические данные.
В 1901 году А.Бенуа впервые соприкасается в своем творчестве с балетом, разрабатывая декорации для первого действия балета «Сильвия» на музыку Л.Делиба (над другими декорациями и костюмами работали Коровин, Бакст, Серов), но постановка эта не была осуществлена. Художник также задумал собственный балет под названием «Блудный сын», в котором действие известной притчи разворачивается в Петербурге и Венеции, но дальше наброска либретто дело так и не продвинулось.
В 1907 году начинается сотрудничество А.Бенуа и М.Фокина, встречу с которым художник считал для себя «исторической». В работе над декорациями и костюмами для балета М.Фокина «Павильон Армиды» художнику очень помогло доскональное знание французского искусства XVIII века.
С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А.Бенуа создает декорации Сандомирского замка. Но роль А.Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. Он написал несколько критических статей, в которых говорил о мировом значении отечественного музыкального театра. Совместно с И.Ф.Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы.
Одной из лучших своих работ считал А.Бенуа оформление оперного спектакля «Соловей». Действие этой оперы И.Ф.Стравинского происходит в Китае – не столько реальном, сколько сказочно-экзотическом, и источником вдохновения для художника становится китайское искусство, и одновременно – лубок.
Важным этапом в творческой биографии А. Бенуа стало сотрудничество со К. С. Станиславским в МХТ. Взаимоотношения художника и режиссера строились по-новому: работа с актерами начиналась уже после того, как будут представлены эскизы, а план спектакля художник разрабатывал вместе с режиссером. Первым спектаклем, созданным по такому принципу, стала комедия Ж.-Б. Мольера «Мнимый больной».
Сотрудничество с С. Дягилевым А. Бенуа возобновил в 1923 году. Художник создал декорации для постановки оперы Ш. Гуно «Лекарь поневоле» в Монте-Карло. В 1925 году художник впервые соприкасается с кинематографическим искусством, создавая эскизы для фильма «Наполеон» А.Ганса
Последней театральной работой А. Бенуа в России было оформление спектакля Большого драматического театра «Женитьба Фигаро». Он покинул Россию в 1926 году и впоследствии жил в Париже. В 1930-е годы он сотрудничал с труппой И.Рубинштейн – не только оформляя спектакли, но и разрабатывая сценарии балетов. Живя за границей, А.Бенуа чувствует себя хранителем русской культуры. Он создает эскизы к фильму «Идиот», к постановке «Раймонды» в Нью-Йорке и «Золотого петушка» в Париже, к балетам П.И.Чайковского.
После Второй мировой войны А.Бенуа сотрудничает с театром «Ла Скала», среди его работ – оформление постановок опер Дж.Верди, Дж.Пуччини.
В последние годы жизни А.Бенуа работал над мемуарами. Художник ушел из жизни в Париже в 1960 году.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев