Итальянская музыка у Гарифуллиной пока звучит лучше, чем русская

Аида Гарифуллина в Московской консерватории

Фото Сергея Бирюкова

В Большом зале Московской консерватории впервые выступила восходящая оперная звезда Аида Гарифуллина. Обозреватель «Музыкальных сезонов» оценил амбиции и недоработки молодого дарования.

Мировая аудитория заговорила об Аиде Гарифуллиной в 2013 году, когда одаренная россиянка, воспитанница престижных западных вузов (Высшей школы музыки в Нюрнберге, Университета музыки и исполнительского искусства в Вене), выиграла самый, наверное, авторитетный вокальный конкурс планеты – «Опералию» Пласидо Доминго. Последовала череда ангажементов, наиболее длительный и почетный из которых – в Венской государственной опере. В России у Аиды до сих пор были лишь отдельные проекты, вроде спектакля «Война и мир» в Мариинском театре (где ее Наташа Ростова произвела хорошее впечатление на критику) да выступлений в родном Татарстане. Концерт в Большом зале консерватории можно считать своего рода творческим отчетом – первым для молодой певицы на главной академической площадке Москвы.

Судя по всему этот экзамен дался Аиде непросто. Хотя выступала она с одним из лучших оркестров России, Государственным академическим симфоническим имени Евгения Светланова, а дирижером был маэстро Йохен Ридер – постоянный партнер выдающихся вокалистов, в том числе Йонаса Кауфманна. И аудитория подобралась максимально доброжелательная – благодаря поддержке компании «Татнефть» это были в значительной мере земляки певицы, жители или выходцы из Татарстана.

Особенно заметно было волнение артистки в первом отделении. После темпераментно (правда, не вполне стройно) сыгранной увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила» зазвучала ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Эта партия хорошо знакома певице по участию в спектакле Мариинского театра, однако московское исполнение удивило инфантильно-неуверенным вокалом, словно голос исполнительницы еще не окончательно устоялся. Идти на верхнее «ре» в кульминационной каденции она не решилась, ограничившись более низким «си». В какой-то мере укрепив самообладание на романсе Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей» и отдохнув во время звучания концертной увертюры Дворжака «Карнавал», Аида перешла к вокальным пьесам этого чешского автора – популярной песне «Помню, мать бывало» и арии Русалки «Месяц мой в дальнем поднебесье» из одноименной оперы. Здесь ее колоратурное сопрано, сохранив светло-нежную окраску, обрело бОльшую «материальность». И все равно – достаточно сравнить ее пение с интерпретацией такой мастерицы, как, допустим, Рене Флеминг, чтобы понять, насколько выразительнее вокально и глубже эмоционально может звучать этот лирический шедевр.

Завершив первое «славянское» отделение колыбельной Марии из «Мазепы» Чайковского, Аида Гарифуллина перешла во втором к итальянской и французской музыке. Тут перед нами словно предстала другая исполнительница. Видимо, все же западный репертуар, благодаря опыту работы на мировых сценах, для певицы более привычен, чем свой родной. С настоящими, притом весьма разнообразными чувствами были исполнены последняя трагическая ария Виолетты из «Травиаты» и полная упоения первой девичьей любви ария Наннетты Sul fil d’un soffio etesio из «Фальстафа» Верди, иронически-кокетливый Вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини. Набравшись куража, Аида закончила основную часть программы жизнерадостным неаполитанским вальсом Леонкавалло Mattinata и тем самым Вальсом заглавной героини из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», который произвел в ее исполнении такое яркое впечатление на Доминго, что тот позвал ее на свой конкурс… На бис исполнительница приготовила сладостно-нежную арию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини – и тоже можно было бы счесть это полным успехом, если бы мы не знали других, еще более нежных и сладостных интерпретаций этой изумительной мелодии.

А впрочем, повторю, в восторгах зала на сей раз недостатка не было, певицу завалили цветами. Надеюсь, самокритичность поможет ей понять, насколько этот успех обязан реальным артистическим достижениям, а насколько – поддержке родных и друзей.

Любопытно: в ближайших планах Гарифуллиной дебюты в Метрополитен-опере и барселонском театре Liceu со все той же партией Джульетты. О новых отечественных проектах Аиды буклет ее нынешнего концерта ничего не рассказывает.

 

Все права защищены. Копирование запрещено