(1879-1951)

Балет – одно из самых требовательных, если не сказать – жестоких занятий. К тем, кто хочет ему служить, он предъявляет самые строги требования, начиная с физических данных. Агриппина Яковлевна Ваганова стала балериной не «благодаря», а «вопреки».

Усердие в учебе означало для юной Груни не только достижение своей цели, но и облегчение положение семьи: отцовское жалованье было невелико, а ученица, успешно сдавшая экзамены за первый году учения, могла рассчитывать на полный пансион. Недостаток физических данных Агриппина преодолевала упорным трудом и уже в то время старалась объединить движения в некий «танцевальный сюжет».

В 16-летнем возрасте Агриппина окончила училище, получил на экзамене 11 баллов из 12 возможных, но для того, чтобы начать работать в качестве балерины, нужно было ждать 17-летия, и она остается в училище еще на год. Как раз в то время для работы с ученицами-балеринами пригласили известного итальянского педагога Э. Чекетти – очень хотелось юной балерине у него учиться, но в его класс е не зачислили. Впрочем, это Агриппину не остановило: когда он вел занятия, она пряталась в зале и тайком наблюдала за его работой.

Свой творческий путь Агриппина Ваганова начала в Мариинском театре в качестве артистки кордебалета. Далее последовало участие в «четверках» и «шестерках» – и этот период затянулся. Мариус Петипа полагал, что она бесперспективна, сольных вариаций ей не давали, а если она пыталась протестовать – следовали взыскания.

На молодую балерину, которую «браковал» великий М. Петипа, обратил внимание педагог Н. Г. Легат. Под его руководством А. Ваганова смогла усовершенствовать технику классического танца, почувствовать свое тело, приобрести выразительность, «полетность» движений. Балерине начинают доверять небольшие ансамблевые и сольные партии, а также вариации в классических балетах: гран-па в «Дон-Кихоте», па-де-труа в балете «Пахита», па-де-труа теней в «Баядерке»… вариации она исполняет с таким совершенством, что критики именуют ее «царицей вариаций». Что же касается «небалетной» коренастой фигуры и тяжелых ног, то публика этого попросту не замечает, будучи увлечена блестящей техникой балерины.

И все же стать звездой балетной сцены А. Вагановой не удалось, хотя она беспрестанно совершенствовала свое мастерство. При этом балерина не ограничивалась наращиванием физической нагрузки – ее работа над собственным телом была предельно интеллектуализирована. «Она знала о тле все», – говорили о танцовщице впоследствии. В своей работе она не только учитывала закономерности движений, но и составляла оптимальное расписание занятий.

Несмотря на такие колоссальные усилия, сольные партии ей давали редко – например, роль в балете «Шопениана» она смогла получить только в качестве замены заболевшей Т. Карсавиной. Несмотря на блестящее исполнение этой партии, на гастроли во Францию ее не взяли. Два года спустя балерина успешно исполнила партию Одиллии в балете «Лебединое озеро».

И вот – 1915 год, 36-летнюю А. Ваганову отправляют на пенсию, ее сценическая картера закончена. Но она в расцвете жизненных сил – она может и хочет работать! Но перед балериной, распрощавшейся со сценой, открывается другой путь – преподавание. И если Агриппина Яковлевна в силу природных данных не могла достичь предельных высот сама – благодаря неустанному исследованию своего тела она знала, как это сделать, а значит – могла передать ученикам. И вот на начинает преподавать в школе Балтфлота.

По-настоящему тяжелое время наступило после Октябрьской революции: нет пенсии, нет продуктов, не хватает даже дров, а на руках у Агриппины Яковлевны двое малолетних племянников, которых она растит после смерти своей сестры… Приходилось выступать с концертами за картошку и хлеб.

Несмотря на все трудности этого сложного для страны периода, Агриппина Яковлевна не сделала того, что сделали в то время многие артисты русского балета – не уехала за границу. И она была действительно нужна стране, нужна прямому наследнику русского балета – зарождающемуся балету советскому.

С 1921 года А. Ваганова преподает в балетном училище. Ее методика отличалась от традиционных способов работы балетных педагогов: она делала ставку не на показ, а на объяснение – и это помогало ученикам полностью осознавать свои движения, свое тело. Свою методику Агриппина Яковлевна изложила в книге «Основы классического танца», поспособствовали ее распространению и ученики. За годы работы в училище А. Я. Ваганова воспитала 29 выпусков. Среди ее учениц – М. Семенова, Н. Дудинская, Г. Уланова, А. Шелест, А. Осипенко, Ф. Балабина…

В 1931 году А. Ваганова возглавила балетную труппу Академического театра оперы и балета. К сожалению, этот пост она занимала недолго – в 1937 году Агриппину Яковлевну освободили от должности, на которой она еще многое могла бы сделать, но достигнуто за эти годы было немало: новые редакции «Лебединого озера» и «Эсмеральды», создание новых балетов – «Пламя Парижа», «Утраченные иллюзии», «Бахчисарайский фонтан», «Партизанские дни».

После освобождения от должности Агриппина Яковлевна возвращается к преподаванию. В 1943 году она получила звание профессора и некоторое время работала в Большом театре, но год спустя вернулась в родной город.

Агриппина Яковлевна Ваганова ушла из жизни 5 ноября 1951 года. Она похоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Прощание с балериной сопровождалось звучанием Адажио из балета «Лебединое озеро».

С 1957 года Ленинградское хореографическое училище – ныне Академия русского балета – носит имя Агриппины Яковлевны Вагановой.

 

Музыкальные Сезоны