Один из самых любимых столичной филармонической публикой абонементов – «Звезды XXI века». Московская филармония уделяет последовательное внимание молодым исполнителям, ведет их, насколько можно заметить, от абонемента «Молодые таланты» почти прямиком в «звездный».

Биографии некоторых любимчиков стараешься прослеживать, радуешься, если их путь складывается удачно, программы удивляют разнообразием, а интерпретации все больше говорят и об оригинальности личности, о пиетете к автору.

Считай, что симпатия к какому-нибудь исполнителю – это еще одна твоя маленькая жизнь, ручейком сопровождающая твою собственную. Его удачные концерты – счастье, которого всегда не хватает, а его мужание – отдельная радость, как за собственного родственника!

На этот раз, 15 октября, в Концертом зале им. Чайковского нам представили, уже в качестве звезд, двух исполнителей – скрипача Михаила Почекина и пианиста Юрия Фаворина.

Их выступление сопровождал ГАСО малого состава под управлением Валентина Урюпина, начав вечер коротким энергичным вступлением – увертюрой к опере «Сначала музыка, потом слова» Антонио Сальери.

Как бы ни убеждали нас ревнители исторической справедливости, что этот композитор в своем роде талант, еще раз можно было убедиться в том, что место Сальери скорее в репертуаре аутентичных ансамблей, доблестно возвращающих нам подлинное звучание давно ушедшей эпохи именно во всех ее проявлениях.

Зато энергичная, довольно бездумная музыка Сальери прекрасно подвела к исполнению лучшего скрипичного Концерта Моцарта – Пятого, где, по идее, хорошо видны различия между двумя соперниками. Ведь ничто не может сравниться с моцартовскими тонкими душевными движениями, так будоражащими и современную публику!

С Концертом, однако, вышла незадача: молодой солист Михаил Почекин играет так нежно и попросту тихо, что все его технические преимущества и старания теряют смысл. Его музыкантский характер слишком робок, и не спасли даже каденции Роберта Левина, исследователя Моцарта, когда молчал оркестр, и без того все первое отделение поддерживавший «звезду» своим вниманием. А ведь речь о самом статусном оркестре России!

Михаил Почекин

Михаил Почекин

Можно понять филармонию – со скрипачами у нас беда. Редко когда заедет Виктор Третьяков; по особым случаям в Москву наведывается Гидон Кремер, выступивший недавно в паре с Татьяной Гринденко на концерте памяти Любимова в ГАБТе; сама же Гринденко целиком поглощена работой со своим ансамблем «Академия старинной музыки»… Только этим и можно оправдать появление на уважаемой сцене солиста, которому место пока максимум в «Молодых талантах», но уж никак не в «звездах».

Бледно прозвучал даже финал Концерта с популярным эффектным, буреломным фрагментом, прошедшим бесследно, как и все сочинение.

Но любовь и поддержка нашей публики не знают границ! И Почекин в знак благодарности исполнил еще и столь же безликий бис: третью часть второй Сонаты Баха, только напрасно задержав зрителей в их устремлениях по направлению к буфету.

Но не надо плохо думать обо всех «звездах XXI века». Потому что во втором отделении, после увертюры «Кориолан», столь напористой, что дирижер даже подпрыгивал, громко стуча каблуками, бетховенскую тему продолжил неповторимый Юрий Фаворин.

Вся наша унылая череда пианистов с одним и тем же репертуаром, со среднестатистической игрой, с уверенностью в своем «таланте» (хотя это всего лишь так называемся стабильность, более всего угодная продюсерам) иногда приводит к мысли, что, должно быть, умирает само фортепианное искусство. Пока не появляются такие музыканты, как Юрий Фаворин.

Его выступлений нельзя пропускать, играет ли он только что написанные сочинения, требующие от публики особого напряженного внимания, или эстраду XIX века – виртуознейшие пьесы вроде Вариаций Листа на тему из «Пуритан», Баха или Шёнберга, Прокофьева или Мессиана. Иногда кажется, что Фаворину всё хочется взять что-то потруднее, перепрыгнуть какую-то одному ему известную планку. И он действительно часто играет то, за что никто не берется – и выходит абсолютным победителем.

Что в этот вечер было самым подкупающим в его исполнении Второго концерта Бетховена в КЗЧ? Он ни разу не продемонстрировал блеск своей виртуозности, хотя одни его идеальные гаммы чего стоили! Редкий интеллект, изумительное туше, сосредоточенность на звуке, на линии, на целостном ощущении произведения – вот что мгновенно сделало слушателей соучастниками исполнения. Кроме того, этот музыкант, в отличие от игравшего в первом отделении, имеет ярко выраженный характер, который невозможно не чувствовать, несмотря на, казалось бы, совсем не скандальное исполнение. Как раз у Фаворина каденция первой части была такой яркой, такой красочной, щедро брошенной оркестру будто на удивление! Ведь Концерт этот хронологически у Бетховена первый, он еще почти моцартовский, а каденция была написана много позже будто уже совсем другим композитором.

Юрий Фаворин

Юрий Фаворин

Ни одной лишней ноты на протяжении всех трех частей – это сейчас не редкость. А вот что раритетно – так это теплый, свойский звук, который тоже, без сомнения, черта высокого мастерства, так как требует огромного сосредоточения.

Сдержанность, высокое достоинство – как мы нуждаемся теперь в таких музыкантах на фоне неряшливого своеволия и нахальноватой демонстрации своих технических возможностей, которые, впрочем, все равно меркнут перед достижениями непобедимой армии китайских соперников! А вот играть по-рыцарски благородно – этому еще надо долго учиться, родившись к тому же с талантом не только музыкальным, но и душевным.

Фаворину хлопали уже всерьез – судя по всему, на этом концерте собралось немало его поклонников. И он подарил им одну из пяти «Картин-настроений» Рихарда Штрауса. Надо бы послушать целиком. Потому что этот бис стал лучшим номером вечера.

Все права защищены. Копирование запрещено