В Москве объявлены номинанты «Золотой маски-2018»

24-й фестиваль «Золотая маска» в феврале-апреле будущего года представит московской публике 68 спектаклей из всех регионов России от Краснодара до Лесосибирска и, конечно. ее столиц. Театры страны, считают эксперты, стали заказывать больше новых произведений, авторы которых смело преодолевают границы сложившихся жанров, а в тематике явственно желание осмыслить путь общества, пройденный им за сто послереволюционных лет.

золотая маска

Спектакль Омского академического театра драмы «Жизнь» представлен на национальную премию в трех номинациях. Фото: rg.ru

По традиции, деятели театра и журналисты собрались в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Прежде чем дать слово председателям экспертных советов, генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина подчеркнула, что театр сейчас находится в поле повышенного внимания общества – «наверное, потому, что он один из островов свободы, где человек может встречаться с противоположным мнением не в виде пропаганды и агитки, а в виде мысли, эмоции, чувства». И просто потому, что «театр очень интересно в России развивается, наряду с музыкой он – самая конвертируемая валюта России».

Тем более тревожит профессионалов то, что происходит с коллегами  из «Седьмой студии» и «Платформы». Это, сказала Ревякина, безусловно нонсенс, хотя мы все очень надеемся, что ситуация разрешится положительно. То, что происходит сейчас, зависит не только от театра, но и от настроений в обществе, иногда же от совершенно некомпетентных людей. Пример – расследование организацией «Трансперенси интернешнл – Россия» деятельности московских театров – без вникания в законодательство и конкретную работу, что неправильно с точки зрения этики и элементарного знания предмета.

Коснулась Ревякина изъянов законодательства и регламентов, препятствующих творческому развитию театров. Одним из них является формализованная система оценки качества работы театров с помощью терминалов, где зрителям предлагается ответить на 30 вопросов и подытожить их ответом на вопрос «удовлетворены ли вы качеством обслуживания». Таким образом уровень спектакля смешивается с уровнем работы буфета, туалета и пр. Сейчас, после двух лет борьбы, наметилось взаимопонимание с Комитетом по культуре Госдумы, которое позволит устранить нелепую практику. Недавно на парламентских слушаниях Владимиром Толстым, Петром Толстым и другими деятелями была высказана мысль о том, что театр нельзя приравнивать к сфере услуг.

Важным следствием этого должны стать изменения в практике применения 44 федерального закона о конкурсах. Дико выставлять на конкурс проект, скажем, режиссера Додина – это может быть проект только режиссера Додина и никого другого, иных соискателей к нему пристегивать нельзя.

Мария Ревякина: В российских регионах с «Маской» мы уже 17 лет. Мы привозим туда самые лучшие спектакли. Фото: Максим Киммерлинг/ ТАСС

Взяв слово, Игорь Костолевский, ставший президентом «Золотой маски» чуть больше полугода назад, выразил восхищение тем, как ее крайне малочисленная команда выдает высококачественный продукт. Поблагодарил учредителя фестиваля – Союз театральных деятелей, высоко оценил неизменную поддержку со стороны правительства Москвы, которое было «с самого начала рядом», как и федеральное Министерство культуры, которого «к сожалению, мы сегодня здесь не видим». Отметил вклад генерального спонсора – Сбербанка России, при поддержке которого осуществлен ряд важных проектов – открыта платформа для широкого обсуждения театральных работ на Яндексе, начата серия спектаклей для публики с ограниченными возможностями…

Были отмечены и другие ценные спонсорские инициативы – трансляции спектаклей в кинотеатры (Сбербанк), выход «Маски» на улицы, площади и другие общественные пространства (компания O1 Properties), работа в регионах по ремонту и реставрации театральных зданий (Евроцемент), поддержка театров малых городов (Фонд Тимченко)…

 

Приятно, заметил глава Департамента культуры города Москвы, министр правительства города Александр Кибовский, что из 8 московских спектаклей, попавших в номинанты конкурса, половина возникла благодаря взявшей старт в 2016 году системе грантового финансирования, согласно которому средства распределяет не департамент, а сами руководители московских театров на своем совете.

 

Дав эту общую картину театрального дела, Мария Ревякина перешла к работе экспертных советов. 20 экспертам пришлось просмотреть 834 спектакля в 173 городах, что позволило отобрать 68 спектаклей и 219 номинантов. Впервые в конкурс попали представители Лесосибирска, Краснодара, Альметьевска.

 

Экспертный совет по музыкальному театру, сообщила его председатель Марина Гайкович, отсмотрел 277 спектаклей. Среди тенденций, отмеченных экспертами – успех нестандартных репертуарных решений, вроде выбора Екатеринбургским театром оперы и балета оперы «Пассажирка» Мечислава Вайнберга, что дало старт мощному проекту, посвященному этому крупному отечественному композитору ХХ века. В этом же ряду – мировая премьера оперы Глеба Седельникова «Родина электричества», поставленной в Воронежской опере.

Отрадно, что театры заказывают новые партитуры. Это оперы «Кантос» Алексея Сюмака в Пермском театре оперы и балета, «Чаадский» Александра Маноцкова в Геликон-опере. Екатеринбургским театром заказан балет «Снежная королева» Артема Васильева. Как экспериментальный коллективный композиторский проект (Кузьма Бодров, Павел Карманов, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Кирилл Чернегин) был отмечен спектакль «Галилео» в московском Электротеатре Станиславский.

Сожалея, что в поле обсуждения не попал балет Большого театра «Нуреев», Марина Гайкович пожелала «Золотой маске» следующего сезона восполнить этот пробел. Эксперт выделила две новые крупные хореографические работы – «Времена года» Ильи Живого в Мариинском театре и «Снежную королеву» Вячеслава Самодурова в Екатеринбурге. Есть в конкурсной афише и балетная классика разных веков – «Наяда и рыбак» из Екатеринбурга, программа «Великие хореографы ХХ века («Вторая деталь» Форсайта и «Сюита в белом» Лифаря)» в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Клетка» Роббинса в Большом театре. Интересен эксперимент с балетом Прокофьева «Золушка» в Перми.

В современном танце коллективы из регионов, по давней традиции, решительно преобладают, столицы здесь почему-то на скромных позициях.

Отметила эксперт оживление в жанре оперетты-мюзикла, еще несколько лет назад переживавшего кризис. Выбор в этом году был очень широк, остановились на пяти названиях: «Суини Тодд» в Театре на Таганке, «Безымянная звезда» в Новосибирской музкомедии, «Микадо, или Город Титипу» в Свердловской музкомедии, «Принцесса цирка» в московском Театре мюзикла, а также детский мюзикл «Гадкий утенок» санкт-петербургского театра «Карамболь».

Фрагмент спектакля «Барабаны в ночи» в Санкт-Петербурге. Фото: Владимир Постнов / www.qoldenmask.ru

Председатель экспертного совета по драме и кукольному театру Наталия Каминская заострила внимание на взаимопроникновении различных жанров и стилей. Например, «пострдаматические, принципиально неинтерпретационные» спектакли Дмитрия Волкострелова раньше традиционно попадали в номинацию «эксперимент», но сегодня его «Розенкранца и Гильдерстерна» единодушно поставили в «драму». Спектакль новосибирского театра «Старый дом» «Я здесь» Максима Диденко с крупной музыкальной и даже хореографической составляющей, притом основанный на тексте Льва Рубинштейна, тоже в конце концов сочли драмой. А вот работу группы Rimini-Protokoll «В гостях. Европа», по форме выглядящую как соцопрос, но это все же организовано как театр, отнесли к рубрике «эксперимент».

Трудно было дать жанровое определение спектаклю Боярских палат СТД «Музей инопланетного вторжения» с элементами иммерсивности (активного включения зрителей в действие), упомянутому «Галилео» с моментами научно-просветительского проекта… В «Чуке и Геке» Новой сцены Александринки, в спектакле «Поэма без героя» Гоголь-центра произносятся не только известные литературные тексты Гайдара и Ахматовой, но зачитываются документы, касающиеся заключенных сталинских лагерей. Ясно было: как такой микс ни интерпретировать, это яркие, достойные включения в программу работы. Говорящие, кстати, о еще одной тенденции – стремлении осмыслить путь, пройденный страной после революции, столетие которой мы сейчас отмечаем. Никаких «датских» разнарядок, подчеркнула Каминская, конечно же не было, это естественное стремление театральных деятелей. В этом же ряду были названы «Я здесь» Максима Диденко, «Человек из Подольска» Театра.док, неожиданно легший на историю последней русской монаршей семьи «Тартюф» Электротеатра Станиславский, «Губернатор» Андрея Могучего в БДТ, «Дракон» Константина Богомолова в МХТ, «Демократия» Алексея Бородина в РАМТе, проект «Звезда» в Гоголь-центре, попавший в лонг-лист (не конкурс, но фестиваль) спектакль «Жди меня, и я вернусь» Норильского заполярного театра, составленный из документов Норильлага…

Лишь одному талантливому проекту не получилось найти место в номинациях – «Золотому ослу» Бориса Юхананова в Электротеатре. Но это уникальное просветительское и экспериментальное начинание органически замешано на импровизации и непрерывном бытовании на протяжении многих месяцев, даже лет. Его самого уже можно сравнить по масштабу с целым фестивалем…

В заключение встречи Мария Ревякина сообщила, что все проекты «Золотой маски», практиковавшиеся в последние годы (в том числе Детский уикэнд, Рашн кейс и др.), будут на ней и грядущей весной.  И даже прибавятся новые – например, трансляция спектаклей в интернете. Сохранится и традиция выездов фестивальных постановок в регионы и зарубежные страны. Ближайший выезд – уже сейчас, в ноябре, в Норильск. «Отдельное спасибо Норникелю, это очень важный для всех нас город», подытожила генеральный директор смотра.

Все права защищены. Копирование запрещено

В номинациях музыкального театра лонг-лист выглядит следующим образом.

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ 

  • CANTOS, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  • БИЛЛИ БАДД, Большой театр, Москва
  • МАНОН ЛЕСКО, Большой театр, Москва
  • ПАССАЖИРКА, Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • РОДИНА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, Театр оперы и балета, Воронеж
  • САЛОМЕЯ, Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • ТУРАНДОТ, Театр «Геликон-опера», Москва
  • ФАУСТ, Театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
  • ЧААДСКИЙ , Театр «Геликон-опера», Москва

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА 

  • Юрий АНИСИЧКИН, «Родина электричества», Театр оперы и балета, Воронеж
  • Оливер фон ДОХНАНЬИ, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Феликс КОРОБОВ, «Чаадский», театр «Геликон-опера», Москва
  • Теодор КУРЕНТЗИС, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  • Ян ЛАТАМ-КЕНИГ, «Фауст», театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
  • Уильям ЛЕЙСИ, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  • Владимир ФЕДОСЕЕВ, «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва
  • Филипп ЧИЖЕВСКИЙ, «Галилео», Электротеатр Станиславский и Политехнический музей, Москва

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА 

  • Семен АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  • Дмитрий БЕРТМАН, «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва
  • Михаил БЫЧКОВ, «Родина электричества», Театр оперы и балета, Воронеж
  • Екатерина ОДЕГОВА, «Фауст», театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
  • Дэвид ОЛДЕН, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  • Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, «Чаадский», театр «Геликон-опера», Москва
  • Адольф ШАПИРО, «Манон Леско», Большой театр, Москва
  • Тадэуш ШТРАСБЕРГЕР, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

  • Надежда БАБИНЦЕВА, Лиза, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Лариса ГОГОЛЕВСКАЯ, Иродиада, «Саломея», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Полина КАРТАШОВА, Старуха, «Родина электричества», Театр оперы и балет, Воронеж
  • Елена МИХАЙЛЕНКО, Турандот, «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва
  • Анна НЕТРЕБКО, Манон Леско, «Манон Леско», Большой театр, Москва
  • Елизавета СОИНА, Маргарита, «Фауст», театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
  • Елена СТИХИНА, Саломея, «Саломея», Мариинский театр, Санкт-Петербург

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

  • Хачатур БАДАЛЯН, Фауст, «Фауст», театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
  • Дмитрий БАШКИРОВ, Калаф, «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва
  • Джон ДАШАК, Капитан Вир, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  • Андрей ПОПОВ, Ирод, «Саломея», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Гидон САКС, Джон Клэггарт, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  • Юрий САМОЙЛОВ, Билли Бадд, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  • Евгений СТАВИНСКИЙ, Мефистофель, «Фауст», театр «Новая опера», Москва
  • Юсиф ЭЙВАЗОВ, Кавалер де Грие, «Манон Леско», Большой театр, Москва

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ

  • ВРЕМЕНА ГОДА, Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • ВТОРАЯ ДЕТАЛЬ, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
  • ЗОЛУШКА, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  • КЛЕТКА, Большой театр, Москва
  • НАЯДА И РЫБАК. СЮИТА, Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • СЮИТА В БЕЛОМ, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ

  • MEMORIAE, Проект К. Матулевского и С. Гайдуковой, Москва
  • ЗОВ НАЧАЛА, Фонд культурных инициатив «Творческая среда» и Театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань
  • ИМАГО-ЛОВУШКА , Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
  • КОЛЛЕКЦИОНЕР, Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
  • ОБЪЕКТ В ОТДАЛЕНИИ, Танцевальная компания «Воздух», Краснодар
  • ШЕЛК, Театр современного танца, Челябинск
  • ЭССЕНЦИЯ, Танцевальная компания «Zonk’a», Екатеринбург

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

  • Алексей БОГОРАД, «Наяда и рыбак. Сюита», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Игорь ДРОНОВ, «Клетка», Большой театр, Москва
  • Павел КЛИНИЧЕВ, «Снежная королева», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Феликс КОРОБОВ, «Сюита в белом», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
  • Теодор КУРЕНТЗИС, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

  • Татьяна БАГАНОВА, «Имаго-ловушка», театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
  • Юрий БУРЛАКА, «Наяда и рыбак. Сюита», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Рикардо БУСКАРИНИ, «Шелк», Театр современного танца, Челябинск
  • Илья ЖИВОЙ, «Времена года», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Константин МАТУЛЕВСКИЙ, Софья ГАЙДУКОВА, «Memoriae», Проект К. Матулевского и С. Гайдуковой, Москва
  • Алексей МИРОШНИЧЕНКО, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  • Ксения МИХЕЕВА, «Коллекционер», Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
  • Марсель НУРИЕВ, «Зов начала», Фонд культурных инициатив «Творческая среда» и Театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань
  • Вячеслав САМОДУРОВ, «Снежная королева», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Олег СТЕПАНОВ, Алексей ТОРГУНАКОВ, «Объект в отдалении», Танцевальная компания «Воздух», Краснодар
  • Анна ЩЕКЛЕИНА, Александр ФРОЛОВ, «Эссенция», Танцевальная компания «Zonk’a», Екатеринбург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

  • Инна БИЛАШ, Вера Надеждина, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  • Оксана КАРДАШ, Сигарета, «Сюита в белом», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
  • Екатерина КОНДАУРОВА, «Времена года», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Мики НИСИГУТИ, Герда, «Снежная королева», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Екатерина САПОГОВА, Джианнина, «Наяда и рыбак. Сюита», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Анастасия СТАШКЕВИЧ, Новенькая, «Клетка», Большой театр, Москва
  • Анна ЩЕКЛЕИНА, «Эссенция», Танцевальная компания «Zonk’a», Екатеринбург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ 

  • Нурбек БАТУЛЛА, «Зов начала», Фонд культурных инициатив «Творческая среда» и Театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань
  • Андрей ВЕШКУРЦЕВ, Цветок, «Снежная королева», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Александр МЕРКУШЕВ, Маттео, «Наяда и рыбак. Сюита», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  • Александр ФРОЛОВ, «Эссенция», Танцевальная компания «Zonk’a», Екатеринбург
  • Никита ЧЕТВЕРИКОВ, Франсуа Ренар, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь