(р. 1990)

Люка Дебарг

Французский пианист Люка Дебарг родился в 1990 году во французской столице, но в скором времени семья перебралась в Виллер-сюр-Куден – маленькое селение, жило в котором менее полутора тысяч человек, где и прошло детство будущего пианиста. По одной из линий он имел российский корни – бабушка была дочерью русских эмигрантов.

Семья музыкальной не являлась: отец и мать были медиками. Все же у отца было немало дисков с произведениями В.А.Моцарта – именно с этим были связаны первые музыкальные впечатления Люка. Мальчик обучался в местной школе искусству игры на блокфлейте, но его интерес к музыкальным занятиям не встречал особого сочувствия со стороны родителей. Тем более, они не хотели, чтобы сын стал музыкантом-профессионалом – по их мнению, этот род занятий не мог принести сыну надежного заработка.

С одиннадцатилетнего возраста – после расторжения брака родителей – Л.Дебарг живет в Компьене. Здесь он начинает осваивать фортепианную игру. Первой его учительницей становится мадам Мюнье, которая разглядела его талант и поощряла интерес подростка к музыке. Берет он частным образом уроки и у других преподавателей. Уже тогда становится ясным, что в мальчике есть нечто особенное: по его признанию, он «слышал внутри себя музыку» и впадал в некое подобие транса, едва прикоснувшись к клавиатуре. Когда у него впервые появились деньги на карманные расходы, он попросил маму повезти его в столицу – посетить магазин, где продавались партитуры.

Решение связать свою жизнь с музыкой пришло не сразу: после окончания школы Люка учился в Парижском университете на литературном факультете, но тягу к музыке все же ощущает: на электронном пианино, которое подарил ему отец, Люка по слуху подбирает фрагменты из творений И. С. Баха и В. А. Моцарта, берет частные уроки. Через некоторое время мэрия Компьеня обращается к нему с просьбой выступить на концерте. Люка согласился – он исполнил произведения К. Сен-Санса, Ф. Листа и Ф. Шопена. Отыграв этот концерт, молодой человек всерьез задумывается о музыкальной карьере и поступает в Парижскую Высшую национальную консерваторию.

Люка Дебарг обучался у Рены Шерешевской – выпускницы Московской консерватории, которую музыкант называет своей «матерью Терезой». На вступительном экзамене юноша произвел на нее странное впечатление, показавшись «сумасшедшим человеком в своих эмоциях». Коллегам она честно призналась, что в ученики его возьмет, но что с ним делать – не знает. Что же касается Люка, то юноша не верил, что сможет поступить – настолько, что даже не отправился просматривать списки зачисленных. О том, что поступить ему удалось, он узнал от Р.Шерешевской, которая позвонила новому ученику – удивленная тем, что он не является на занятия.

Р.Шерешевская стала учитывать необычные особенности ученика. С одной стороны, его постановка рук оставляла желать лучшего, с другой – самые сложные произведения он мог играть со слуха, полностью «вливаясь» в тончайшие нюансы. Такой дар требовал особого подхода – в частности, преподавателю пришлось запретить Люка играть гаммы.

Опекая своего необычного и талантливого подопечного, наставница не только корректировала постановку его рук – она очень много с ним беседовала о литературе. Впрочем, Люка сам проявлял к литературе интерес – в противоположность многим французских сверстникам, убежденным, что Евгений Онегин – русский композитор. И хотя работать с Л.Дебаргом было нелегко и никто, кроме Р.Шерешевской, в него не верил, она была убеждена, что в его лице Бог ей послал истинный самородок, и не побоялась пообещать, что по прошествии четырех лет представит его на конкурсе им. П.И.Чайковского.

Уже в самом начале исполнение Л.Дебарга отличалось предельной образностью. Он мог – особенно при первом проигрывании произведений, выученных со слуха – допустить фальшивые ноты, но образ никогда не становился «фальшивым». Было так, в частности, с «Ночного Гаспаром» М.Равеля, в котором ему удивительно удалось передать ощущение ужаса. При каждом соприкосновении с инструментом его переполняют эмоции, которым зачастую даже сценическое выступление не дает выхода полностью – случается, что после исполнения произведений В.А.Моцарта пианист задерживается в артистической, чтобы поиграть джаз. При этом музыкант наделен природной виртуозностью.

Триумфальным стало для Люка Дебарга выступление на XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского в 2015 году. Он завоевал IV премию – казалось бы, это не самый высокий результат, но ведь это при том, что до конкурса он ни разу не выступал с оркестром. К тому же, решение жюри далеко не всегда совпадает с мнением публики. На конкурсе им. П.И.Чайковского, конечно, не существует приза зрительских симпатий, но если бы таковой присуждался, он, несомненно, достался бы Л. Дебаргу: этот французский пианист поистине стал любимцем публики. Его концерты проходят с аншлагом, слушателей покоряет этот тонко чувствующий музыкант, концентрирующийся не на технике, а на звуке.

В репертуаре Л. Дебарга важное место занимает русская музыка – А. Н. Скрябина, Н. Метнера, С. В. Рахманинова, в особенности близок ему С. С. Прокофьев, в чьих творениях – по словам пианиста – «малейшая нота приводит в экстаз».

Люка Дебарг утверждает, что у него – в противоположность многим другим исполнителям – «нет эго», он всего лишь чувствует «потребность дарить музыку». Именно поэтому музыканта раздражает, когда поклонники преследуют его, желая получить автографы: «Это не я, это музыка производит такое впечатление!» – говорит музыкант.

 

Музыкальные Сезоны